Чарджбэк6664Просмотров статьи:

чарджбэкЧто такое чарджбэк? Сервис chargeback (возврат денег на карту) – это сервис, предоставленный МПС (международными платежными системами) Visa и Mastercard. Процедура возврата средств на пластиковую карту (не путать с банковским переводом) строго регламентирована самими международными платежными системами.
 
Перечень оснований для подачи жалобы официально задокументирован в системах Visa и Mastercard, и представлен кодами. Так, например код по наиболее популярной жалобе «Услуги не оказаны» будет 2430 для Visa и 4855 для MasterCard (документы на английском).
 

Оснований для чарджбэка немало:

  • Товар не отправлен получателю (доказательств со стороны продавца о том, что товар все же был отправлен – нет);
  • Вам прислали не то (заказывали пельмени, а прислали вареники);
  • Продавец отказывается принимать некондиционный товар обратно;
  • Реквизиты вашей карты попали в руки мошенников и снятие средств инициировано; третьим лицом, без вашего ведома;
  • Задвоенное списание средств (сбой при проведении трансакции).
 
Чарджбэк можно подавать на авиакомпании, покупку онлайн-курсов английского языка, брокера, который упаковал чемоданы и едет в теплые края, интернет-магазины типа eBay и прочих монстров этого типа. Словом, если вас обманули и желание вернуть свои кровные сильнее, чем лень всем этим заниматься – подавайте чарджбэк!
 

Как это происходит:

Подача чарджбэк – дело трудоемкое. В процедуре участвуют: покупатель (и его банк эмитент), продавец (и его банк эквайер), и платежная система через которую проводилась транзакция. В банке-эмитенте передают данные по жалобе. Платежная система рассматривает обстоятельства дела, и, если ваши аргументы убедительны, то они передают запрос банку получателя платежа (банку экваеру), который безакцептно блокируют нужную сумму со счета продавца. 
 
Если решение вынесено в вашу пользу – со счета продавца списывается оплаченная вами сумма, а недобросовестный продавец теряет также комиссионные, которые были уплачены за обслуживание (процессинг) этого платежа (в среднем 3-4% от суммы). Да еще и процент за конвертацию (в случае если транзакция совершалась в валюте отличной от валюты счета продавца).
 
У получателя есть 180 дней (для Mastercard) или 45 дней (для Visa) на опротестование жалобы заявителя. Если ответчик не может обосновать свою правоту, банк безакцептно инициирует процедуру возврата средств с получателя плательщику. Иногда Visa и MasterCard возвращает клиенту платеж за свой счет при условии, что их не получается списать со счета ответчика.
 

Чарджбэк сроки подачи:

Возможность подачи заявления ограничена временными рамками и составляет «120 дней с момента, когда товар должен был быть доставлен (услуга предоставлена), но не более 540 дней с момента оплаты». 
 

Сбор информации по заявке:

До подачи заявления необходимо хорошенько подготовиться и обзавестись доказательной базой. Здесь, как раз тот случай, когда мелочей нет. Имеют значение: платежная система, сумма ввода, общее количество транзакций с компанией, срок давности, банк-эмитент выдавший карту, тип этой карты и ее статус. 
 

Итак, что нужно сделать:

  • Понадобится выписка из банка. Запросите в банке выписку по совершенной картой операции, которую собираетесь оспаривать;
  • Возьмите с собой копию паспортных данных; 
  • Распечатайте скрины монитора с компьютера, где есть свидетельства вашей переписки с продавцом. Продублируйте информацию на CD диск; Укажите места, где вы пытались решить проблему мирным путем; 
  • Запросите выписку с подтверждением вашего платежа у RBKMoney или PayOnline, (если платеж осуществлялся через эти системы); 
  • Распечатайте страницу с отслеживанием хода доставки или акт о несоответствии веса полученной посылки (если это доставка груза);  
  • Приобщите почтовые квитанции, чеки,  словом, чем больше у вас деталей на руках, тем вероятнее возможность возврата денег;
  • Затем, идите в ваш банк и передаете всю вашу доказательную базу специалисту; 
  • Возьмите в банке заявление на чарджбэк по МПС форме. Банк обязан его предоставить. Если нет бланка – заполняйте заявление чарджбэк на возврат средств в свободной форме со ссылками на имеющиеся документы, даже если сотрудница банка говорит вам, что это не обязательно; 
  • Обязательно убедитесь, что вашу заявку приняли. Запросите копию с указанием даты регистрации и входящего номера. Каждый имеет право письменно обратиться в банк с любым вопросом или просьбой, и банк обязан в письменной форме на такое письмо ответить;
  • Если у вас валютная карточка, которая сумму показывает в рублях, тогда вам нужно указывать сумму, именно ту, которую у вас сняли с вашей карточки (посмотрите в деталях трансакции в личном кабинете списанную сумму).
 
Дальше нужно просто ждать 30-60 дней (зависит от банка). Покупателю обычно не сообщают о решении вынесенном в его пользу, средства просто приходят на карту. 

Если по заявке пришел отказ, разбираемся в причинах, вносим необходимые дополнения и изменения в документы и заявление, и пробуем снова. Не переживайте по поводу отказа. Первая попытка в большинстве случаев заканчивается отказом. На повторное рассмотрение жалобы отводится время до 75 дней. 
 

Если в банке не принимают заявление:

Зачастую, сотрудники банка сами не знают всех правил. Не удивляйтесь, если услышав слово «чарджбэк» милая девушка с бейджиком на кофточке во внезапном недоумении  захлопает широкими ресницами. Операторы также постараются найти повод побыстрее вам отказать вместо того, чтобы вникать в регламент МПС.
 
1 Charback – это сервис предоставленный МПС, а никак не PayPal, сервисом Escrow или даже самим банком. Поэтому вам не могут отказать или сказать, что они не предоставляют таких услуг. Если банк выдает карточки Visa\MasterCard, значит он подчиняется условиям использования МПС.
2 Попросите позвать менеджера, администратора или главу отделения. Если не поможет – просите предоставить вам отказ в письменной форме.
3 Демонстративно занесите в блокнот ФИО отказавших вам сотрудников и сообщите им, что собираетесь оставить подробный отзыв о банке на сайте banki.ru. Банки очень не любят скверные отзывы о себе доступные на авторитетных ресурсах.
4 Попробуйте сходить в другое отделение банка. Бывает, что сотрудники разных отделений совершенно по-разному относятся к проблеме. В одном отделении находят сотни отговорок для отказа, в другом – вас внимательно выслушают, да еще и подскажут как лучше. 
5 Если вы считаете, что отказ по вашей жалобе необоснован – не стесняйтесь обратить на себя внимание и подайте в банк жалобу. Официальная чарджбэк жалоба – это то, что нужно, ведь её надо прочитать, зарегистрировать, рассмотреть, принять по ней надлежащие меры и отчитаться перед руководством. 
6 Направьте запрос и жалобу заказным письмом с уведомлением о вручении в главный офис банка в вашем городе или в столицу.
7 Напишите жалобу на банк в представительство МПС в вашей стране и продублируйте её в главное представительство.
8 Жалоба в ЦБ – (крайний случай), но случай крайне эффективный.
 
Как видите – безнадежных дел не бывает, бывает недостаточная осведомленность и нежелание настоять на своем. Никто добровольно не станет вам возвращать потерянные деньги. Чтобы был результат – нужно приложить усилия. Удачи вам и соответствующих затраченным усилиям результатов!