Инвестиции в искусство728Просмотров статьи:

вложить в картинуАрт-рынок как будто покрыт тефлоном: налоговые барьеры, кризис еврозоны, ураганы – ничто не может его серьезно поколебать. Люди ищут место, куда бы им поместить свои деньги.
 
Стоимость произведений растет в среднем на 30 % в год. Одни картины растут очень быстро, другие просто быстро, третьи медленно... но вот падений на этом рынке практически нет.
 
При этом подмечено, что чем причудливее шедевры, тем более они инвестиционно привлекательны и покупка картины не заставит себя ждать. Уникальность сюжета, некая недосказанность способна превратить обычный рисунок в шедевр. «Абстрактные изображения» экономически выгодны, поскольку не содержат провокации, поэтому не могут оскорбить ничьих чувств. Полотна прибавляют в цене, когда гению кисти и холста уже «не много осталось». Цинично, но матерые игроки на этом рынке, умело пользуются такого рода «подсказками».
 

Потенциал картины:

Инвестиции в искусство, как и другие виды инвестиций, это, прежде всего бизнес. Т.е. направленное мероприятие, целью которого является извлечение прибыли. Чтобы бизнес принес ощутимый доход – схема извлечения прибыли должна быть проработана от «А» до «Я». Крупные охотники, покупая выбранный предмет искусства, довольно метко прогнозируют ожидаемую прибыль.
 
Рассмотрим простую схему. Есть малоизвестный мастер Арсений и широко известный искусствовед – Вениамин. Шедевры Арсения стоят в среднем $1000. В один прекрасный день Вениамин решает заработать немного денег на маленькую яхту. Он приходит к Арсению и скупает его работы. Скажем: 10 шт. по $1000. Далее Вениамин половину работ дарит другим «ценителям» искусства, организовывает выставку, где наряду с уже известными (брендовыми) мастерами выставляются работы Арсения. Авторитетное мнение Вениамина и других владельцев произведений искусства Арсения существенно поднимают стоимость его работ, скажем в десять раз. На организованной им выставке Вениамин через подставных «ценителей» покупает у себя же оставшиеся 5 работ, (стоимость каждой $10.000). Далее в течение полугода Вениамин подогревает интерес к Арсению и его работам. Предположим, на это он тратит $100.000. И снова организовывает выставку-продажу. На этот раз заявленная стоимость его творений выросла еще в 10 раз и составляет уже $100.000 за штуку. Вениамин продает 5 своих творений общей стоимостью 0,5 млн. При этом его расходы составили: 10 тыс. начальной стоимости, плюс $100.000. – раскрутка бренда «Арсений». Доход от операций 390.000. Это очень примитивная схема. Но она вполне доходчиво иллюстрирует нехитрые принципы формирования аукционной стоимости «шедевров».

В этом бизнесе имеется «своя», непохожая логика. Постарайтесь ответить на вопрос: если художник заявляет, что его шедевр стоит 10.000, а его сосед продает точно такую же за 50.000 – к кому обратится галерея? Не правильно, к соседу! Ведь продать 5 штук по 10 тысяч гораздо сложнее, чем одну за 50!

И еще вопрос – если автор своих творений позволит себе хотя бы раз сделать распродажу и опустить стоимость, скажем, в два раза... Обратится ли к нему еще раз художественная галерея? Нет! Имеется негласное правило: если один раз произведение искусства ушло с молотка по невероятной цене, дальше она будет продаваться только дороже.

  • «Лимонная Мэрилин» художника Энди Уорхолла за 45 лет составила 250 тысяч процентов годовых. Она была приобретена в 1962 году за 250 долларов, а в 2007 продана на аукционе за 28 миллионов долларов.
  • Доходность вложения в шедевр «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо составила более 6,5 тысяч процентов годовых. Ее приобрели за 30 000$ в 1950 году, а в 2004 году продали за 104,2 миллиона долларов.
  • Работы Николая Глущенко в 2003 году стоили $18 000, а в 2008 году за них давали уже $90 000! Т.е. если бы вы купили одну из его работ, то за пять лет ваша доходность составила бы 400%!
 

Сколько можно заработать на картине? 

Дилеры и эксперты аукционного дома назначают коммерческую стоимость произведения искусства исходя из следующих факторов:
1 Репутация художника. Это зависит от того, сколько раз выставлялись его работы, особенно на персональных выставках. Это также зависит от того, был ли он замечен критиками-искусствоведами, которые часто сами организуют выставки, а также критиками, которые просто пишут о произведениях искусства. Впоследствии, его работы могут быть куплены музеями или частными коллекциями, о нем могут быть написаны книги.
2 Мода. Изменения в моде могут вести к «открытию» какого-то неизвестного мастера после долгих лет молчания о нем (вдруг какая-то знаменитость купила его картину, или он сам подарил ее, скажем, Пугачевой – так раскрутился Никас Сафронов) или даже после смерти (тут примеров масса – скажем, Френсис Бэкон). 
3 Размер полотна, стоимость используемых материалов и время, затраченное на ее создание.
4 Ценится редкость работы. Если художник умер, стоимость на его произведения может повышаться, ведь он больше ничего не напишет (логично).
5 Рост стоимости на произведения искусства повышаются также и вследствие инфляции.
6 Состояние рынка произведений искусства.
 
Зачастую, модно или не модно, дорого или не дорого определят несколько человек, которые на все и влияют. Это критики.

Продажа с молотка:

Перед продажей произведения искусства с аукциона, эксперты сами его оценивают исходя из выше обозначенных критериев и назначают стартовую цену. Аукционный дом заблаговременно рассылает потенциальным покупателям каталог, в котором сообщает подробности об этом произведении искусства, и его стартовую стоимость.
 
В день аукциона каждый покупатель регистрируется и дает пронумерованный лот с предложением своей цены, по которой они готовы купить произведение искусства. Люди, которые не могут лично присутствовать на аукционе, предлагают свою цену по телефону или регистрируют заявку он-лайн. 
 
В любом случае, заявки представляются от имени покупателя до тех пор, пока цена произведения искусства не достигнет максимального уровня. Когда желающих назначить новую цену больше нет, аукционист закрывает торги ударами молотка по аукционному столу, и лот продается покупателю, сделавшему последнее предложение.
 

Где купить картину? 

Арт-дилеры. Хорошо на этом рынке зарабатывают и арт-дилеры. Они обычно забирают треть от продажной цены произведения искусства, покрывая свои расходы. Стоит ли говорить, что чем выше стоимость произведения, тем больше доход дилера. Поэтому, посредники стараются назначить как можно более высокую цену, исходя из средней цены за произведения аналогичного размера, подобной техники исполнения, сюжета, имени художника и других факторов. Арт-дилер берет среднюю цену и увеличивает ее до покупного предела.

Печатные каталоги. Тираж печатных каталогов, как правило, не велик, его оплачивают сами заинтересованные в публикации художники, поэтому это один из самых выгодных вариантов. Выставки проходят в престижных залах поднимают цену картин в разы, так как художник оплачивает аренду выставочного пространства. Поэтому важно понимать, что в таком случае, можно запросто переплатить и иногда – ни за что.

Художественные галереи. Это очень дорогой и престижный способ купить себе картину. Галереи тратят огромные суммы на аренду помещений, зарплату сотрудникам, рекламу. Цена полотна увеличивается от 40% до 200%. Преимущество такой покупки в том, что галереи сотрудничают с авторами работ, т.е. вы почти наверняка застрахованы от подделки. Кроме того, успешность мастера кисти означает и то, что работа, выставленная в галерее, действительно стоит своих денег, а стоимость ее будет увеличиваться и в дальнейшем.

Аукцион живописи. Это, пожалуй, самый дорогой способ. Известные аукционные дома заработали себе миллиарды, продавая живопись. Проводят аукционы профессионалы, которые не дадут вам купить дешево хорошую работу. Однако существует мизерный, но все же риск купить поддельную картину, так как аукционные дома не несут ответственности за подлинность лотов, поэтому на такие мероприятия лучше ходить под руку с экспертом.

Художественные рынки и развалы. В среднем, за $50-200 можно купить добротно сделанный пейзаж или простенькую фантазию. Но никакой художественной ценности купленная на набережной «красота» нести не может, ежу понятно. Вы ведь не думаете, что человек искусства, трудившийся над картиной 2-3 месяца, продаст ее вам за $100? А вот если он поработал т.н. «артельным способом» – тогда запросто. Артельный способ – это когда трафареты обрабатываются тампоном на холсте, и набитая рука умельца прорисовывает листву и морские волны. Потом к холсту подходит... другой следующий умелец, и рисует рыбок и небо. Потом подходит... третий! Ручка-ножка-огуречик – вот и «Аленушка на камне». И так 10-20-50 раз подряд – вот вам и 50 шедевров! Они сушатся и потом развозятся на художественные развалы. Так вот!
 

Признаки подделки картины:

1 Убедитесь, что на картине нет сколов краски, пор, нет трещин – для этого переверните картину и осмотрите внимательно поверхность холста. Также обязательно обратите внимание на качество грунта и масла на поверхности.
2 Современные технологии позволяют добиться эффекта трещин на полотне (кракелюр), также можно нанести на напечатанный холст мазки текстурного геля, что создает впечатление живописного полотна.
3 Для того чтобы определить, действительно ли работа написана маслом на холсте или это печать, нужно рассмотреть холст на просвет с обратной стороны: картины, написанные маслом, имеют неравномерную структуру, поскольку написаны в несколько слоев, а та, что напечатана – имеет однородный, ровный рисунок. Это же относится вообще ко всем подделкам-копиям. Они, как правило, однослойные!
4 Холст, который не имеет идеально ровной поверхности (например, Подольский или Репинский), очень сложно засунуть в принтер, т.к. он имеет маленькие узелки. Следовательно, при близком рассмотрении картины вас должна насторожить идеально ровная поверхность холста.
5 Еще один важный момент: ограничение по размерам. Ширина полос холста, который способны пропускать печатные машины – 2,2 м. Чаще используются еще более узкие рулоны.
6 Ровные края живописного слоя. Обычное масляное письмо, которое создается живым человеком, все-таки немного небрежно. Края холста, которые загибаются за край подрамника и которые можно увидеть, изучив обратную сторону, будут иметь брызги, подтеки, неравномерную линию обрыва. Техника же печатает идеально ровно.
7 При помощи обычного микроскопа можно увеличить изображение в 20-50 раз. Бинокулярный микроскоп имеет больше возможностей, с его помощью можно буквально заглянуть вглубь произведения искусства, определить качество и толщину лака, рассмотреть любые дефекты или вмешательства реставраторов. Подобный микроскоп крайне полезен при изучении подписи автора. Обычно мастер расписывался на полусыром лаке, за счет чего подпись получается несколько утопленной. Как раз это и можно рассмотреть в микроскоп: где находится подпись: под лаком или над ним. Если краска затекает в трещинки лака или лежит поверх них, то это явная подделка.
Сзади подрамника обязательно должна быть расшифровка подписи (имя и фамилия), размеры полотна, год создания.
8 Обратите внимание на боковины: сбоку вы должны увидеть слои краски или грунта.
9 Что еще может отличить лесной пейзаж с рынка от авторской работы? Желание смотреть на работу мастера не отрывая глаз. Долго смотреть. Рассматривать. Искусство должно поведать вам историю. И эта история должна вызывать у вас реакцию и эмоции.
 

Выбор картины:

Без экспертной оценки не обойтись. Иначе – это игра в рулетку. Но это не повод для инвестиций «вслепую» Слушайте свой внутренний голос, доверяйте себе. Помните, хороший художник не бывает одинаковым, и посетить его именно на пике творчества, когда у него получается просто все, – это невероятное везение. В искусстве главное – это мастерство, искренность и глубина философии, а не следование меинстриму или подстраивание под вкусы нуворишей.

Как считают эксперты: с высокой вероятностью принесут в будущем деньги те картины, на которых изображены исторические личности или знаменательные события истории России и СССР. Все работы, которым не «стукнуло» ещё 50 лет, – самые дорогостоящие из всех прочих. Инвестору на заметку: то, что ещё не стало антиквариатом (то есть не достигло 50-летнего возраста), можно свободно вывозить за границу и там продавать за большие деньги.

Изображение голой барышни с утрированными первичными и вторичными половыми признаками несомненно развлечет ваших гостей, ведь многие из них рисовали что-то подобное на партах в школе. Инвестировать в такое крайне рискованно, однако стоит заметить, что подобного рода «развлекательные картины» все-таки в любое время можно продать как минимум по себестоимости

Если автор пишет копию со своей картины, то ценность первого экземпляра сразу падает в разы. Именно уникальные вещи будут в дальнейшем подниматься в цене. Поэтому, каждый, кто интересуется живописью, должен понимать, что стоимость копий не будет увеличиваться со временем, поэтому не стоит рассматривать покупку копии картины как инвестицию в живопись.

Диверсификация:

Приобретается несколько картин у наиболее перспективных художников, и параллельно производится выгодное целевое инвестирование в одного-двух «любимых» мастеров. У них делается большая оптовая закупка по эксклюзивным ценам, что уже выгодно само по себе: так покупатель сразу получает значительную скидку – от 25 до 50% от реальной стоимости на рынке. Приобретая большой пакет произведений одного художника, коллекционер тем самым дает ему возможность поднять и «держать» цены в несколько раз выше прежних, то есть целевое инвестирование повышает цены на рынке сразу.

Пример целевого инвестирования:

в США в 50-х годах, когда несколько художников-абстракционистов – Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и другие – были взяты на полное содержание инвестиционным фондом почти на 10 лет. Они занимались только творчеством, отдавая каждый год определенное количество картин в фонд. Уже в 70-80 годы цены на их произведения взлетели до нескольких десятков миллионов долларов за одну штуку! Естественно, скачок цен возможен, только если мы говорим о хорошем, настоящем современном искусстве, а не о том безвкусном и вульгарном китче, который все еще подсовывают под видом «искусства» неискушенным коллекционерам.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:

Комментарии (1)
Добавить комментарий

Кристина Барбинова 24.01.2017.
Отдам дочку как закончит учиться в искусствоведы. В этом муравейнике витает запах больших денег, пусть хоть ей в жизни повезет.