Что такое франшиза?376Просмотров статьи:

Что такое франшиза?Что такое франшиза? Франчайзинг – это форма сотрудничества между известной торговой маркой  и самостоятельным предприятием, или частным предпринимателем с передачей этому предпринимателю права на продажу продукта или услуг крупной Компании. В таком случае говорят, что предприниматель работает по франшизе.
 
Франчайзер – это владелец исключительных прав, владелец бренда.
 
Франчази – это фирма, или индивидуальный предприниматель, который получает своего рода лицензионный договор франшизы, где оговорено право использовать технологии, бизнес модель, товары или услуги, и, собственно, сам бренд франчайзера.
 
Франчайзинг представляет собой выгодную форму взаимодействия, направленную на развитие и завоевание рынка по уже готовой и успешно работающей бизнес-модели. Франчази, по сути, берет в аренду бизнес под ключ на льготных условиях.
 

Как это работает?

Франчайзи покупает франшизу, в которой оговорены условия ее использования. Указывается срок действия договора, права и обязанности сторон, условия прекращения договора, ежемесячный взнос за пользование франшизы.  Сумма взноса может быть фиксированная, единоразовая, либо выраженная в процентах от продаж. Также практикуется внесение первоначального взноса для «входа» в бизнес.
 
Ежемесячные роялти-платежи в некоторых случаях могут быть заменены требованием закупки у франчайзера определенного количества товара, или услуг. Владелец бренда посредством продажи франшизы получает гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, обязывая договором франчайзи закупать у него оговоренные партии товара, или услуг. А стабильный доход хорош тем, что его можно планировать на будущее, и развивать таким образом, новые направления.
 
Франчайзер, в свою очередь, обязуется оказывать всестороннюю поддержку своему подопечному, так как заинтересован в развитии франчайзинговой сети, и получении дополнительной рекламы своего бренда.
 

Преимущества для франчайзи:

  • Вместе с франшизой предприниматель одновременно покупает уже сформировавшихся и  лояльных торговой марке потребителей, что обеспечивает конкурентное преимущество;
  • Несмотря на определенный контроль со стороны франчайзера, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность;
  • Первичные затраты франчайзи на рекламу значительно ниже, чем при открытии собственного дела, и сводятся, по сути, к оформлению торговой точки;
  • Покупка франшизы для малого бизнеса позволяет значительно ускорить получение высокой прибыли. Купить франшизу оказывается выгоднее, чем начать собственный бизнес. По статистике франчайзинговые предприятия успешны в большинстве случаев. Многие «самостоятельные» предприятия закрываются через 2–3 года;
  • Вы избавлены от необходимости экономических расчетов, маркетинговых исследований, регистрации товарного знака. Вам не нужно искать поставщиков, рискуя встретиться с фирмой-однодневкой. Товары или услуги поступают своевременно, и надлежащего  качества. 
 

Недостатки франчайзинга:

  • Согласно договору, на франчайзи накладываются определенные ограничения на свободу деятельности. Даже если эти ограничения кажутся нелогичными, и не согласуются со здравым смыслом действовать придется исключительно по предписанию, по готовой схеме. Невыполнение договора чревато лишением права на франшизу, и множественными штрафами;
  • Продукция по договору закупается у определенных поставщиков, что не предусматривает возможности закупки на альтернативном рынке. Стоимость продукции указанных поставщиков может быть значительно выше рыночной; 
  • Помимо первичного взноса и ежемесячных платежей, будьте готовы к затратам на приобретение оборудования, заключение договора покупки, или аренды помещения, рекламу и зарплату наемным работникам; 
  • Стоимость франшизы, особенно если вы приобретаете эксклюзивное право на торговую марку в пределах региона или даже города, приведет вас в состояние тихого экстаза. С другой стороны, исключительное права защищает вас от неожиданно открытого предприятия под той же торговой маркой рядом с вами.
 

Советы:

  • Обратите внимание на срок действия франшизы. Если срок договора не указан явно, то он считается заключенным на пять лет;
  • Изучите, (желательно совместно с юристом), состав франчайзингового пакета: условия выхода из бизнеса, права и обязанности сторон, какую поддержку предоставляет франчайзер, условия прекращения договора. Пообщайтесь с другими предпринимателями, работающими по франшизе с данной Компанией. Не забудьте зарегистрировать заключенный договор Роспатенте;
  • Жизненно важно, чтобы продукция или услуга по франшизе пользовались спросом. Необходимо определиться с нишей. Самые легкие вентиляторы с функцией мясорубки вряд ли будут пользоваться спросом;
  • До приобретения франшизы, определитесь с помещением для будущего бизнеса. Могут быть свои специфические требования;
  • Оцените свой бюджет. Будьте реалистом.
 

Примеры работы по франшизе:

  • В периоды кризиса население остро нуждается в микрокредитовании. Крупные Институты микрофинансирования хорошо заработали на этом, заключив договора с частными предпринимателями, которые оборудовали точки выдачи займов под известным брендом;
  • Классический пример работы по франшизе – сеть ресторанов McDonald’s. Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов во всем мире принадлежат именно McDonald’s, остальные работают по франшизе. Между тем, по признанию братьев Мк. Дональдс, вся концепция сети ресторанов построена просто на скорости, низких ценах и больших количествах;
  • Это могут быть автомойки, службы такси, детские товары, издательства, товары для красоты и здоровья, агентства недвижимости, перечень ниш ограничен только вашей фантазией.
 
Резюмируя, можно сказать, что работа по франшизе являет собой готовое решение для тех, кто сомневается или не имеет времени для становления собственного дела. По такой схеме работают сотни тысяч предприятий, что доказывает высокую рентабельность бизнес модели. Тщательно изучив все аргументы «за» и «против», вы придете к выводу, что это проверенное решение обречено на успех, и, может быть, примете решение в пользу работы по франчайзинговому договору.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:

Комментарии (2)
Добавить комментарий

Максим Баринов 17.02.2017.
Все-равно мне кажется, что выгоднее развивать свое дело, чем рекламировать бренд непонятного дяди, еще и за свои деньги.

17.02.2017.
Бренд не нужно рекламировать, это должна быть уже известная потребителю торговая марка, иначе смысла действительно нет. Вместе с тем, многие предприниматели считают, что выгодней работать на себя, и открывают собственное дело. И хотя, по понятным причинам выгоднее продавать франшизы, чем покупать – многие энтузиасты переоценивают свои силы, и прогорают уже на старте.